NVidia vs. ATI: сходка «середнячков» — КомпьютерраЛаб

Компании nVidia и ATI (ныне — подразделение AMD) недавно представили новые линейки видеокарт, однако на рынок в больших объёмах продолжают (и будут продолжать) поставляться представители предыдущих серий — GeForce 7ххх и Radeon X1xxx. Это отрадно прежде всего тем, что в преддверии захвата рынка новым поколением видеокарт цены на «старичков» предельно снижены, выбор широк, а драйверы «вылизаны» до совершенства.

Наш обзор посвящён сравнительному тестированию видеокарт на основе «проверенных временем» линеек из средней ценовой категории.

Немного теории Как известно, при производстве видеочипов и видеопамяти производится «отсев» продукции, не отвечающей определённым критериям (частоте, количеству работающих конвейеров и т. п.). В результате производителям приходится сортировать компоненты по разным сегментам, что приводит к появлению огромного числа возможных комбинаций.

К примеру, GeForce 7600GT, участвующая в нашем обзоре — это видеокарта с памятью DDR3, а GeForce 7600GS несёт на борту чипы DDR2.

Серии 7600 от 7300 отличаются, главным образом, количеством конвейеров.

Значимые характеристики изделий производства ATI (X1600) и nVidia (7600) сходны, однако у последних значительно выше число обрабатываемых за такт текстур. Для того чтобы сделать все эти тонкости более наглядными, мы поместили эталонные характеристики рассматриваемых в нашей статье видеокарт в таблицу под номером 1 (для полноразмерного просмотра щёлкните по изображению мышкой).

GeForce 7300 GS в нашем обзоре мы рассматривать не будем, так как эта видеокарта относится к низшей ценовой категории; вариант GeForce 7300 GT с памятью DDR2 обойдём стороной по той же причине.

В таблице эта видеокарта приведена лишь для того, чтобы уберечь покупателей от возможных недоразумений при покупке.

Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что в таблице приведены эталонные характеристики видеокарт — в реальности встречаются и отступления. Вместо памяти стандарта DDR3 может быть установлена DDR2 (особенно этим грешат no-name изделия), либо повышены номинальные частоты (в этом случае производитель обозначает подобные изделия приставками типа Ultra, Platinum, Extreme, Ultimate и т. п.). Серия «7300 GT» появилась, во многом, потому, что у производителей набралось много чипов с числом целых конвейеров, меньшим, чем у 7600 GT. В то же время память стандарта DDR3 уже выпускалась в достаточном количестве.

Назвать такую карту бюджетной нельзя ввиду её сравнительно высокой производительности.

В тестах она заняла второе место и обогнала крепкого и более дорогого «середнячка» из стана ATI — Radeon X1600XT. Надеемся, излишним будет повторять, что мы рассматриваем GeForce 7300 GT только с памятью стандарта DDR3.

Версия с DDR2 является порождением ушлых маркетологов, додумавшихся продавать две разные по производительности и качеству начинки карты под одним именем — не попадитесь на эту удочку. Верное название «правильной» видеокарты в прайсе должно выглядеть примерно так: «PCI-E Galaxy GeForce 7300 GT 256MB GDDR3».

Именно такая видеокарта и попала к нам на тестирование. Карта имеет эталонные частоты: 500 МГц (процессор)/1400 МГц (память) и может разгоняться до 570/1480 МГц; при дальнейшем разгоне могут наблюдаться артефакты и троллинг (торможение вычислений процессором).

Степень возможного разгона относительно невысока — хотя карта и оборудована качественным кулером от Zalman.

Это наглядный пример того, сколь тщательно отбираются чипы при современном многоуровневом разделении фабричных компонентов. Комплект поставки скудноват: руководство, CD с драйверами, TV-кабель, планка-адаптер для композитного выхода.

В принципе, таково веяние времени: в условиях сильнейшей конкуренции производителям приходится думать над тем, как максимально удешевить свои продукты.

Теперь о производительности (см. таблицу №2). В таких шутерах, как PREY, FarCry, Half-Life-2 рассматриваемая карта демонстрирует хорошие результаты; в F. E.A. R. возможно «проседание» (42 кадра в секунду – это среднее значение, зачастую бывает 17-20 кадров в секунду). Что касается «Elder Scrolls IV: Oblivion», то в неё даже на средних настройках нельзя поиграть с комфортом; качество приходится снижать до низкого уровня.

Несмотря на прогресс в области «видеокартостроения», память DDR2 всё ещё можно встретить в моделях NVIDIA среднего ценового диапазона (приставка GS указывает именно на факт установки памяти DDR2) Конечно, можно обнаружить GeForce 7600 GS и с DDR3 (например, у изделий от Sparkle), но это исключение, а не правило. А правило гласит, что GeForce 7600 GS имеет 256 Мб памяти DDR2, 12 пиксельных и 5 вершинных конвейеров и 128-битную шину памяти.

Однако хватит общей информации; давайте рассмотрим типичного представителя этого семейства.

WinFast PX7600 GS TDH от Leadtek укомплектована стандартно: кабель, переходник, диск с ПО и утилитами, а также инструкция.

На плате мы снова имеем удовольствие видеть кулер от Zalman. Под воздействием многочасовой нагрузки чип видеокарты не прогревается выше 52 градусов, что является хорошим результатом; правда, разогнать процессор карточки мы смогли до частоты только 490 МГц, а память — до 852 МГц. Производительность GeForce 7600 GS немного уступает GeForce 7300 GT; стоимость изделия пропорционально ниже — на $10. Играть в FarCry стало менее комфортно, поскольку эта игра требовательна именно к скорости памяти.

GeForce 7600 GT, лидера среди середнячков, представляет изделие от ASUS.

EN7600GT 2DHTV упакована в объёмистую коробку.

Инструкция, диск с драйвером, игра, два переходника 15-pin D-Sub/DVI и практически ненужный переходник для HDTV — скудноватый набор для коробки столь большого размера.

Для охлаждения изделия применяется довольно скромный кулер, состоящий из медной пластины с напаянными «гармошкой» рёбрами и небольшого вентилятора. Надо сказать, это охлаждающее «чудо» громко воет даже при 60% оборотах, выставленных в RivaTuner.

Тормозить «пропеллер» нельзя, поскольку чип и так прогревается до 68 градусов. Кстати, горячий нрав GeForce 7600GT особенно нуждается в хорошем охлаждении, если пользователь затеял разгон.

Применив более качественный кулер, можно достичь частоты процессора 660 МГц, а памяти — 1590 МГц (показатели при использовании стандартного кулера — 580/1520 МГц). Сравнив 7600GT с 7600 GS, понимаешь, что память DDR2 уже не актуальна. Производительность ASUS EN7600GT весьма и весьма неплоха.

«Средние» 62 кадра в секунду в F. E.A. R — это хороший результат.

В «Elder Scrolls IV: Oblivion» могут быть проблемы, которые, впрочем, могут быть несколько нивелированы при помощи разгона. Стоимость GeForce 7600 GT весьма привлекательна, однако нужно помнить, что видеокарты среднего уровня, да ещё из устаревающей линейки не позволят с комфортом играть в такие ожидаемые хиты, как «Crysis» и «Unreal III» (экономным пользователям придётся довольствоваться минимальными настройками).

Перейдём к продукции извечного конкурента nVidia. Компания ATI (точнее, ныне — AMD) явно не стремится усложнять выбор покупателям: в среднем сегменте представлены всего две модели — X1600 XT и X1600 PRO. Причём PRO-версия, как ни странно, является менее производительной, поскольку укомплектована памятью стандарта DDR2.

Radeon X1600 Pro от MSI, после знакомства с рассмотренными выше видеокартами на основе GeForce, производит приятное впечатление. В комплект поставки входят две брошюры — руководство пользователя и руководство по быстрой установке видеокарты, а также DVD с игрой Colin McRae Rally 2005 и компакт-диск с драйверами, включающий в себя различные утилиты.

Из кабелей присутствуют: переходник HDTV-out, переходник TV-out (composite + S-Video), DVI/D-SUB и S-Video.

Кулер, который использовала компания MSI, отличается хорошим качеством (хотя это и не Zalman). Его плюсом является использование пропеллера большого диаметра, а также то, что радиаторы закрывают собой память.

Таким образом, для охлаждения достаточно малых оборотов; соответственно, уровень шума, издаваемый кулером, невысок.

Со стандартных частот 500 МГц (процессор) и 780 МГц (память) акселератор разогнался до частот 600 МГц (процессор) и 860 МГц (память), что является неплохим результатом.

Рассматриваемая видеокарта заняла последнее место по результатам тестирования.

Да, с комфортом при помощи Radeon X1600 Pro в игры не поиграешь. 27 кадров в секунду в игре Elder Scrolls IV: Oblivion — это очень и очень мало.

Малое количество обрабатываемых за такт текстур (вдвое ниже, чем у GeForce 7300 GT) даёт о себе знать. По нашему мнению, стоимость данной модели существенно завышена — её оправданием не может служить ни хорошая комплектация, ни неплохие разгонные возможности.

В прайс-листах встречаются модели Radeon X1600 Pro с 512 Мб памяти на борту, однако, как показывает практика, удвоенный объём памяти практически не оказывает никакого положительного влияния на производительность и лишь тешит самолюбие владельца. Теперь посмотрим, что из себя представляет представитель ATI более высокого уровня.

Radeon X1600 XT обладает таким же количеством конвейеров, как и предшественник, однако его процессор работает на более высокой частоте, а память используется стандарта DDR3. Содержимое коробки выглядит богато: в наличии всевозможные шнуры, включая S-Video и RCA, а также переходники: S-Video->RCA, DVI->D-Sub, S-Video->3 RCA. Помимо диска с драйверами, утилитами и программой PowerDVD 6 есть DVD «Sapphire Select».

О последнем чуть подробнее.

Компания Sapphire предлагает ознакомиться с 4-мя играми: Tony Hawk’s Underground 2, Richard Burns Rally, Prince Of Persia: Warrior Within и Brothers In Arms Road To Hill 30 и в течение часа игрового времени сделать выбор, получив активацию только одного продукта. Теперь о производительности.

Констатируем, что RADEON X1600 XT за счёт применения памяти DDR3 оказался быстрее Radeon X1600 Pro и GeForce PX7600 GS с DDR2.

Что касается цены, то она не оправдывает себя; гораздо более разумным, на наш взгляд, представляется покупка акселлератора на основе GeForce 7300 GT. Купив его, пользователь сэкономит $43 — пусть и лишившись богатого набора аксессуаров. О тестовой системе Мы не стали собирать Hi-End компьютер, чтобы протестировать видеокарты среднего диапазона.

Согласитесь, пользователь, потративший на видеокарту $80-$140, не станет брать дорогой процессор или материнскую плату. Наша тестовая система была собрана из следующих компонентов: Материнская плата Asus A8N-SLI SE (nForce4 SLI); процессор AMD Athlon 64 4200+ (1 Мб L2); память: 2 x 512 Мбайт DDR400 Samsung; софт: Windows XP (SP2), DirectX 9.0c (April07_redist), NVIDIA Forceware 113.33/ATI Catalyst 8. Для тестирования мы использовали самое распространённое на сегодняшний день разрешение ЖК-экрана — 1280×1024 пикселей.

В играх устанавливали максимальное качество всех эффектов. Исключение составила особо требовательная игра Elder Scrolls IV: Oblivion.

Чтобы умерить аппетиты, мы уменьшили разрешение экрана до 1024×768 пикселей и выставили средние настройки качества эффектов.

Итоги В среднем секторе видеокарт GeForce 7ххх и Radeon X1xxx лидерство решений на основе GeForce 7600 GT неоспоримо. За 2700 рублей пользователь получает возможность поиграть на высоких и средних настройках в практически все существующие игры.

Изделия от ATI, к сожалению, в данном ценовом диапазоне продемонстрировали крайне невыразительные результаты.

FAQ по mainstream-видеокартам Достаточно ли для 7300GT 256 Мб памяти? Подобные видеокарты, как правило, выпускаются с 256 Мб видеопамяти, однако бывают и исключения в виде, например, Palit 7300 GT Sonic 128Mb.

Наличие 256 Мб видеопамяти совершенно необходимо в таких играх, как Elder Scrolls IV: Oblivion, PREY. В NFS: Most Wanted подобный объём является излишеством — если, конечно, не задействовать 2x сглаживание и 8x анизотропию (при таких параметрах игра потребляет 160-170 Мб видеопамяти).

Для F. E.A. R. вообще рекомендуется 512 Мб (естественно, DDR3) видеопамяти.

Half-Life-2 неплохо «бегает» и при наличии 128 Мб видеопамяти. Что лучше — продукция nVidia или ATI? Вопрос риторический, однако, по нашим тестам видно, что в средней ценовой категории по соотношению цена/качество выигрывают видеокарты от nVidia.

Их дополнительные преимущества заключаются в более низком тепловыделении (то есть они не требуют мощного шумного охлаждения), а также в лёгкости реализации режима SLI (у акселераторов ATI нужно искать CrossFire версии).

Преимущество изделий ATI — в поддержке сглаживания при включенном режиме HDR, однако это актуально для мощных топовых видеокарт.

«Середнячки» при таких настройках просто затормозят картинку.

Я приобрёл GeForce 7600GT, но у меня сильные «тормоза» в Elder Scrolls IV: Oblivion. Что делать? Многое зависит от патча.

Установите свежий патч и вы заметите, как возрастёт производительность.

То же самое относится к играм вроде Hitman: Blood Money и Titan Quest.

Есть ли смысл организовывать SLI режим из двух GeForce 7600GT? Стоимость двух видеокарты GeForce 7600GT практически равна стоимости GeForce 7900GT. С точки зрения производительности это нецелесообразно, тем более что для SLI нужна соответствующая материнская плата.

SLI режим лучше применять для топовых видеокарт — для достижения уровня производительности, не доступного одиночным акселераторам. Видеокарту какого бренда выбрать для покупки? Следует внимательно относиться к видеокартам фирмы Palit и купленным ею подразделениям Sysconn и Chainward.

Некоторые модели этих брендов могут преподнести сюрприз в виде некачественных микросхем и памяти.

Есть, впрочем, и нормальные экземпляры, но раз на раз, как говорится, не приходится. Второе, на что надо смотреть при покупке — на систему охлаждения.

Если она от Zalman, то кулер от видеокарты менять (чтобы получить тишину и/или лучшее охлаждение) не придётся. В остальном практически все товары брендов похожи друг на друга как две капли воды.

Есть разнообразные версии, разогнанные производителем, однако подобный разгон, как правило, не трудно провести и самому, установив программу RivaTuner.

Комментарии запрещены.

Поиск